Новости25.06.2005 Опубликован отчет о причинах и энергоаварии, потрясшей Москвовскую, Тульскую, Калужскую и некоторые другие области, а также о рекомендациях по недопущению подобных ситуаций в будущем. ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ РАО "ЕЭС РОССИИ" ОТЧЕТ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ АВАРИИ В ЕЭС РОССИИ, ПРОИСШЕДШЕЙ 25.05.2005 Комиссия назначена приказом ОАО РАО "ЕЭС России" от 26.05.2005 № 331 Москва – 2005 2.4. Выводы по аварии В результате расследования получены данные, которые указывают на то, что авария произошла в результате наложения ряда факторов, каждый в отдельности из которых не привел бы к аварии и тем более с такими масштабами: 1. Погашение ПС "Чагино" из-за повреждения 23-24.05.2005 оборудования (измерительных трансформаторов тока 110 кВ, воздушных выключателей 110 кВ, воздуховодов, подвесной изоляции) привело к: · выбытию из баланса трансформаторной мощности и реактивной мощности синхронных компенсаторов ПС "Чагино"; · выбытию из баланса 640 МВт генерации на ТЭЦ-22; · разрыву Московского кольца 500 кВ из-за отключения ВЛ 500 кВ Чагино-Михайлов с отпайкой на Калугу в 23-41 24.05.2005, ВЛ 500 кВ Чагино-Ногинск в 23-49 24.05.2005, Чагино-Пахра в 03-25 25.05.2005.
2. Многочисленные отключения ВЛ 110 и 220 кВ действием защит от коротких замыканий из-за нарушения при перегрузе габаритов ВЛ, перекрытий на ДКР, набросов на провода ВЛ вызвали значительное снижение напряжения в сети 110-220 кВ. Увеличению провеса проводов способствовала высокая температура окружающего воздуха.
3. Возникший в сложившихся схемно-режимных условиях и существующем составе генерирующего оборудования ТЭС недостаток реактивной мощности, приведший к снижению напряжения в южной части Московской энергосистемы.
4. Действия оперативно-диспетчерского персонала по обеспечению и восстановлению допустимых уровней напряжения в южной части Московской энергосистемы оказались недостаточно эффективными.
5. После отключения шести линий 220 кВ (в 9-23, 10-07, 10-09, 10-31, 10-31, 10-33) в условиях роста нагрузки на находящихся в работе ВЛ и снижения напряжения началось каскадное развитие аварии. Снижение напряжения в сети 110 и 220 кВ в южной части Московской энергосистемы и в части Тульской энергосистемы ниже допустимых значений привело к отключению генерирующего оборудования электростанций действием защит от перегрузки генераторов технологическими защитами или персоналом.
6. При массовых отключениях ВЛ 110-220 кВ и генерирующего оборудования электростанций возможности оперативно-диспетчерского персонала по обработке и анализу больших объемов информации, поступающей в основном по средствам телефонной связи, и принятию адекватных мер по предотвращению развития аварии были исчерпаны.
7. Наличие участков трасс ВЛ 110 кВ и ВЛ 220 кВ, не соответствующих нормативным требованиям в части расчистки от древесно-кустарниковой растительности. По результатам обходов и осмотров отключившихся защитами от замыкания ВЛ, выполненных персоналом сетевых предприятий, обнаружены следующие замечания: · ВЛ 220 кВ Очаково-Чоботы – в пролете опор 31-32 обнаружены завядшие листья на молодом деревце (что можно интерпретировать как перекрытие); · ВЛ 220 кВ Очаково-Лесная в пролете опор 81-82 обнаружено дерево, растущее вне просеки ВЛ и наклоненное в сторону ВЛ; · ВЛ 220 кВ Чертаново-Южная (Покровская) на шлейфе опоры № 2 обнаружен наброс на верхнюю фазу; · ВЛ 220 кВ Конаково-Луч обнаружено перекрытие из-за падения дерева.
8. Не проработан вопрос реализации положения "Инструкции по предотвращению и ликвидации технологических нарушений в электрической части энергосистемы Москвы и Московской области" в части самостоятельного отключения персоналом электросетевых предприятий потребителей при аварийном снижении напряжения (по графикам отключения потребителей с питающих центров) в том узле, где произошло снижение напряжения.
2.5. Первоочередные оргтехмероприятия, направленные на недопущение подобных нарушений и аварий 1. Разработать и реализовать комплекс первоочередных и оперативных мер и технических мероприятий, направленных на улучшение режима реактивной мощности в Московской энергосистеме.
2. Разработать и реализовать программу управления реактивной мощностью и напряжением, включающую в себя три этапа: расчеты и проектирование комплекса установок и устройств управления реактивной мощностью; заказ, изготовление и поставка необходимого оборудования; строительство, наладка и испытания с учетом приоритетов по основным энергоузлам Московской энергосистемы. При этом установки управления реактивной мощностью должны в сбалансированном виде включать в себя и индуктивные и емкостные устройства, регулирующие и поддерживающие с необходимым быстродействием напряжение в автоматическом режиме.
3. Повысить качество и объемы средств информационного оснащения оперативно-диспетчерского персонала Московского РДУ, с целью обеспечения необходимой наблюдаемости сети по телеметрии режимных параметров энергосистемы, а также обеспечить диспетчерские службы оперативным программным инструментом для оценки режимов на краткосрочный период времени по текущей схеме электросети и фактическому состоянию загрузки генерирующих мощностей.
4. Обеспечить поддержание трасс линий электропередачи в эксплуатационном состоянии, исключающем перекрытия при нормативных нагрузках и допустимых перегрузках. Возникающие противоречия с органами, ответственными за сохранность зеленых насаждений, парковых зон и лесных массивов Москвы и Московской области, разрешать немедленно с привлечениям к конфликтам органов исполнительной власти Российской Федерации.
5. Обеспечить оснащение Московской энергосистемы автоматическими устройствами разгрузки электрической сети при снижении напряжения и перегрузках линий электропередачи на основе специальной автоматики отключения нагрузки по унифицированной модели, в том числе с воздействием на потребителей, присоединенных к устройствам АЧР.
6. Проработать совместно с Правительством Москвы и соответствующим образом оформить решение по вопросу отключения потребителей с питающих центров при снижении напряжения в сети ниже аварийных величин. Установить порядок его ввода в действие.
7. Провести необходимые оргтехмероприятия, тренировки, в том числе и с использованием тренажеров, инструктажи оперативного персонала Московского РДУ и дежурного персонала подстанций "Магистральных электрических сетей" - филиала "Московской областной электросетевой компании", подстанций "Московской областной электросетевой компании", подстанций "Московской городской электросетевой компании" с целью отработки навыков и оперативности действий при нарушениях в работе энергосистемы или отдельных ее энергоузлов, в том числе вызванных снижением напряжения и перегрузкой линий электропередачи.
8. Подготовить предложения и инициировать процесс, включающий в себя экономические (рыночные) и административно-командные (обязательные нормативные) механизмы как стимулирующие, так и обязывающие потребителей электрической энергии участвовать в регулировании напряжения в сети (со стороны потребления).
9. Выполнить полный анализ схем обеспечения живучести электростанций и сохранения их в работе с выделением на сбалансированную нагрузку или нагрузку собственных нужд при системных нарушениях, в том числе и для сохранения электро- и теплоснабжения производственных предприятий (особенно с опасными технологиями).
10. Рассмотреть и подготовить предложения для внесения в Правила оптового рынка электроэнергии и мощности переходного периода по установлению особого статуса мегаполисов гг. Москва и Санкт-Петербург, дающего возможность приоритетного решения вопросов надежности в рыночных процессах на конкурентном оптовом рынке электроэнергии и мощности при максимальном использовании внутренних ресурсов Московской и Ленинградской энергосистем по активной и реактивной мощности при непременном наличии "собственного вращающегося резерва" в объеме, определяемом совместно с ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС".
11. Выполнить полный анализ инструкций, методических документов и положений по пользованию программами расчетов режимов работы электрической сети и режимов работы энергетического оборудования с целью проверки на соответствие требованиям нормативных, правовых, методических и организационно-распорядительных документов и требований сертификации (для программ расчетов).
12. Разработать сценарии и программы проведения противоаварийных тренировок оперативного персонала на основе анализа аварии.
13. С целью обеспечения развития Московской энергосистемы и обеспечения надежности энергоснабжения потребителей Москвы и Московской области:
13.1. Ускорить реализацию, разработанного и утвержденного в июле 2003 года, перспективного плана замены устаревшего оборудования, реконструкции подстанций, воздушных и кабельных линий 110-220 кВ с ежегодными инвестициями не менее 3 млрд. руб.
13.2. Выполнить анализ и доработку схемы развития Московской энергосистемы с учетом роста потребления и результатов анализа происшедшей аварии.
13.3. Разработать программу, план-график и определить источники финансирования замены измерительных трансформаторов тока и напряжения 110-500 кВ со сроками эксплуатации 30 лет более.
13.4. Разработать и реализовать проект проведения комплексной реконструкции подстанции "Чагино" и других аналогичных подстанциях Московской энергосистемы. 13.5. Произвести обследование ВЛ 110 кВ и выше, составить план-график по устранению выявленных отступлений от требований НТД.
14. Обратиться в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору по организации проверок оснащенности резервными источниками питания потребителей, а также соответствия категорийности фактических схем их электроснабжения.
Полный отчет будет в ближайшее время размещен на нашем сайте в разделе "Статьи".
Материал размещен на сайте РАО ЕЭС «России»
Все новости >>> |