НА ГЛАВНУЮ
О КОМПАНИИ
КАТАЛОГ
оборудования

БИБЛИОТЕКА
НОВОСТИ
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
УСЛУГИ
КОНТАКТЫ
Яндекс цитирования
 

Библиотека

Кто не рискует.

Сергей ДУБИНИН,
член правления РАО "ЕЭС России"

Государству необходимо, прежде всего, снимать те риски, которые возникают у инвесторов: поддерживать частные инвестиции, а не заменять их. В российских условиях изношенности оборудования, дорогих кредитов и дефицита генерирующих мощностей, только ГЧП спасет энергетику.

Производственные фонды в нашей отрасли сильно изношены. Считается, что 40%-ный износ оборудования - это нормально. На гидростанциях, например, он превысил 80%, а на тепловых - 70%. Кроме того, при ускорении темпов экономического роста в России не за горами наступление дефицита мощности для покрытия пиковых нагрузок - где-то в 2008-2010 годах.

Дефицит возникнет, прежде всего, в Европейской части страны и на Урале. До 2010 г. здесь необходимо ввести как минимум 3,3 млн кВт. Мы сейчас изыскиваем средства в основном на поддержание мощностей, а не на их обновление - 4-4,5 млрд долл. в год, не более 60% от необходимых средств. В то же время до 2015 г. только в генерацию потребуется вложить от 48 до 65 млрд долл. Под это как раз и разрабатывается механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) в электроэнергетике.

В чем смысл создания ГЧП? Правительство, располагая серьезными ресурсами - федеральными бюджетными средствами, суверенными гарантиями, - все же не должно на себя брать полное финансирование инвестиций. Государству необходимо, прежде всего, снимать те риски, которые возникают у инвесторов, и тем самым поддерживать частные инвестиции, а не заменять их. Мы считаем, что можем сегодня привлечь в конкретные высокоэффективные проекты (в создание парогазовых, может быть и угольных, технологий) частные инвестиции из российских и зарубежных источников.

Кредитные ресурсы пока у нас дороги, их необходимо удешевить. Поэтому одним из механизмов партнерства могло бы стать субсидирование федеральным бюджетом процентной ставки по кредитам, привлекаемым для финансирования инвестиционных проектов. Государство для снижения рисков инвесторов могло бы также предоставить им определенные гарантии и инвестиционные льготы (например, ускоренную амортизацию вводимых мощностей). При этом бюджетные деньги желательно выплачивать именно частному инвестору, но после реализации проекта. Вместе с Минпромэнерго и Минэкономразвития мы подготовили соответствующий проект постановления правительства, направленный на внедрение разработанного нами механизма гарантирования инвестиций (рисунок).

Мы предлагаем следующую схему. Правительство принимает решение о сооружении электростанций в регионах возможного дефицита мощностей, после этого Системный оператор (СО-ЦДУ) проводит конкурс среди потенциальных инвесторов. Победителем признается тот инвестор, который предложит заявку на наименьшую стоимость мощности, создаваемой при реализации проекта. После ввода станции инвестор получает эту плату за мощность согласно ранее заключенному с ним договору. Он начинает возвращать средства из инвестиционной составляющей, которую правительство будет обязано включить в тариф СО-ЦДУ. При вводе в Европейской части России 3,3 млн кВт эта надбавка к тарифу составит 2,5%. Если же правительство решит, что удорожания электроэнергии для потребителя быть не должно, то инвестсоставляющую в тарифе можно компенсировать из федерального бюджета, тоже в порядке реализации принципов ГЧП.

Это решение необходимо срочно принимать, чтобы для инвесторов уже сегодня стала привлекательной предлагаемая нами схема ГЧП: через три-четыре года они строят и вводят новые мощности, а затем начинают возвращать свои инвестиции.